САФИУЛЛИНА З.А.
|
КАК ПРОБЛЕМА БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ |
Диагностика потребителя информации как проблема библиотечно-библиографической науки давно волновала умы специалистов, терминологически обозначаясь, главным образом, как проблема изучения читателей и чтения. Это и вполне понятно, поскольку для установления обратной связи, контакта с читателями всегда важно было лучше их узнать. В работах библиотековедов, заострявших внимание на проблемах выхода библиотечных работников непосредственно на читателей, проблема их познания определялась более отчетливо. В исследованиях библиографоведов научная рефлексия проблемы диагностики читателя развивалась медленнее. Причины этого в том, что библиографическая продукция как основной результат библиографической деятельности всегда стояла чуть дальше от читателя, чем постоянно общающийся с читателем библиотекарь. Исключением является рекомендательная библиография, сочетающая в себе элементы организованной библиографической деятельности и взаимодействия библиотекаря с конкретным читателем. В целом же проблема диагностики потребителя информации - общая для всей библиотечно-библиографической науки. Можно вести речь о различиях в диагностике потребителя библиографической продукции и документов, которые читатель непосредственно использует, однако процессы отражения потребителем этих объектов происходят чаще в библиотеках и библиотекарю прежде всего приходится сталкиваться с необходимостью лучше узнать потребителя. Уже в конце XIX в. проводились активные исследования чтения в России, хотя теория диагностики потребителя информации начала развиваться только в 20-30-е г. ХХ в. первоначально в рамках таких наук, как журналистика, педагогика, психология, а затем и более активно в самой библиотечно-библиографической науке ( в работах Н.А. Рубакина, В.А. Невского, А.Л. Гайворонского и других специалистов). К основным теоретическим и методологическим достижениям тех лет относятся определение направлений в диагностике потребителя информации, осознание значимости разработки достаточно тонких методик, позволяюших глубже узнать читателя, понять процессы отражения информации. Однако ввиду сложной общественно-политической ситуации теоретические разработки тех лет не получили перманентного развития, и только сейчас вновь наблюдается активизация теории диагностики потребителя информации. Это обусловлено не только внутренними факторами развития в рамках библиотечно-библиографической науки такого направления, как диагностика потребителя информации, но и условиями развития в России общей психодиагностики личности, информатики, социологии. Современная теория диагностики потребителя информации нуждается в четком выделении объектов диагностики, уточнении параметров диагноза, выявлении характера взаимосвязей между определенными параметрами. При решении этих наиважнейших вопросов существует возможность разработки специального направления, важного для современных информационных и библиотечно-библиографических наук-потребителеведения, которое по сути дела является более обобщенным направлением предлагавшегося уже специалистами читателеведения. Актуальный материал для становления этого направления необходимо черпать из практической диагностики, которая может развиваться на основе теории диагностики и практики разработки диагностического методического инструментария. Что сегодня должна предлагать теория диагностики для решения практических диагностических задач? Какие свойства в потребителе информации нас должны интересовать прежде всего для повышения роли библиотек, и информационно-библиографических учреждений в современной информационной среде? Выявляя потребительские свойства, которые важно диагностировать, исходят из объекта диагноза. Потребительскими свойствами в использовании информации обладают общество в целом, группы людей и отдельные личности. Для общества потребительским свойством является необходимость (способность) создания такой информационной среды, которая обеспечивает соответствующие условия для трансляции в данном обществе ценностей культуры во времени и пространстве. Этот теоретический постулат диагностики общества как потребителя информации можно перевести в практическую плоскость, разработав специальную методику диагностирования потребительских свойств общества. По нашим предположениям, это можно делать через выявление отношения общества к библиотекам и другим информационным органам, всегда занимавшим в истории важное место в распространении ценностей культуры. Через другие объекты - группы людей, отдельные личности - можно углубить представление о потребительских свойствах общества в целом, хотя главная задача диагностики потребителя информации на этих уровнях - познание самих этих объектов и выявление потребительских свойств, которыми они обладают. Диагностируя групповые и индивидуальные свойства переработки информации, мы создаем условия для усиления роли библиотек в обществе. Сегодня, в условиях рыночных отношений, даже традиционная библиотека ближе подходит к своему потребителю, становясь не только хранилищем документальной информации, но и во многом выживающей при условии обращенности к потребителю. Отсюда проблема диагностики потребителя информации для библиотечно-библиографической науки требует постоянной актуализации в связи с существующей в обществе ситуацией, меняющей и само общество, информационно-библиотечные учреждения и конкретных их потребителей. В перспективе необходимо подтверждение диагностических гипотез о взаимосвязи свойств, которые характеризуют общество, группы людей и конкретных индивидов как потребителей информации. Предположительно характер этих взаимосвязей меняется в разных исторических условиях развития общества. В отдельных случаях существует определенная автономность формирования потребителя информации от государства. В других случаях зависимость от государства отдельного потребителя информации и групп людей выше. Трудно проверить эти гипотезы в полном объеме, поскольку практический диагноз неприменим по отношению к историческому информационному прошлому страны и здесь возможен только абстрактный исторический анализ. Что касается современности, то представляется возможным осуществить корреляционный анализ групповых и индивидуальных информационных потребностей людей. Считаем возможным выявление взаимосвязей и с общественными потребностями при условии выбора для исследования группы людей, которая является максимальным выразителем общественных потребностей. Такой группой можно считать представителей властных структур. Развитие практической диагностики позволит наполнить новым содержанием теорию диагностики и развивать потребителеведение как направление библиотечно-библиографической науки. |